12 июля 2024 г. исполнилось 10 лет со дня ухода из жизни Валерии Новодворской, но её идеи, мысли и публицистические труды бессмертны и по-прежнему актуальны.
В этот день на Донском кладбище, где покоится прах Валерии Ильиничны, собрались гражданские активисты, чтобы отдать дань памяти этой удивительной и мудрой женщине, чей уход и сегодня многие воспринимают как огромную гуманитарную потерю для политической философии.
Вспоминает Андрей Марков:
Однажды я спросил у Валерии Ильиничны, а как девушка, живущая в советской стране, могла стать антисоветчицей? Откуда в информационном вакууме ей могли прийти в голову эти мысли? На что Валерия Ильинична мне ответила: «Я ещё в школе не могла понять, почему я должна делиться своими конфетами с чужими детьми. А правду я находила в книгах, в том числе художественных. И на меня, как на “выродка” из “Обитаемого острова” Стругацких, никак не действовала советская пропаганда. Да, Андрюша, в то время встречались и такие “выродки”, “экзоты”».
И действительно, всю свою жизнь Валерия Новодворская не терпела лжи. Потребность в правде для неё была такой же важной, как потребность в кислороде. За правду она готова была отдать свою жизнь и до конца своей жизни оставалась верна этому принципу. Когда у людей появился доступ к информации, каждый разумный человек понял, что советская идеология была настоящей утопией. Мечтой, которой не суждено воплотиться в силу человеческой природы. А создать покорного человека без насилия и страха невозможно. Именно поэтому благородная мечта о всеобщем равенстве нигде во вселенной не смогла благополучно реализоваться. В СССР попытка осуществления этой мечты превратилась в создание привилегированного партийно-номенклатурного класса, имевшего доступ ко всем благам страны Советов, а труженики так и оставались в обделённом положении, часами простаивая в очередях за дефицитным товаром. И, конечно, тотальная коррупция в торговле достигла таких колоссальных объемов, что даже в андроповский период расстреливали директоров магазинов и ресторанов, сделавших состояние на спекулятивной торговле. И чем это было лучше капиталистического строя, где тоже есть финансовое расслоение общества, но при этом уровень жизни, например в США в те же исторические периоды, не только у бизнесменов, но и у рабочих, был куда выше, чем у советских граждан?
Именно против этой лжи всю жизнь боролась Валерия Новодворская. Её позиция базировалась на самых благородных добродетелях человечества — правде, свободе, достоинстве, совести, гуманизме, прогрессе, развитии.
Без правды и свободы невозможно достичь развития — любая экономика в услугах диктатуры начинает стагнировать и деградировать, любое государство начинает саморазрушаться, что и произошло с СССР.
19-летняя девушка Валерия Новодворская подготовила рукописные листовки со своими стихами и разбрасывала их с балкона на праздничном вечере, посвящённом Дню Конституции СССР, в Кремлёвском дворце съездов:
СПАСИБО, ПАРТИЯ, ТЕБЕ
Спасибо, партия, тебе
За всё, что сделала и делаешь,
За нашу нынешнюю ненависть
Спасибо, партия, тебе!
Спасибо, партия, тебе
За всё, что предано и продано,
За опозоренную Родину
Спасибо, партия, тебе!
Спасибо, партия, тебе
За рабский полдень двоедушия,
За ложь, измену и удушие
Спасибо, партия, тебе!
Спасибо, партия, тебе
За все доносы и доносчиков,
За факелы на пражской площади
Спасибо, партия, тебе!
За рай заводов и квартир,
На преступлениях построенных,
В застенках старых и сегодняшних
Изломанный и чёрный мир…
Спасибо, партия, тебе
За ночи, полные отчаянья,
За наше подлое молчание
Спасибо, партия, тебе!
Спасибо, партия, тебе
За наше горькое неверие
В обломки истины, потерянной
В грядущей предрассветной мгле…
Спасибо, партия, тебе
За тяжесть обретённой истины
И за боёв грядущих выстрелы
Спасибо, партия, тебе!
1969 г.
Во имя правды и добра она не щадила себя и не раз приносила себя в жертву, попадая под каток советской репрессивной системы. Она прошла через ужасы карательной медицины, что несомненно подорвало её здоровье.
Конечно, Валерии Новодворской хотелось простого человеческого счастья, семьи, и, как она поделилась с историком Натальей Басовской, она готовилась к свадьбе и даже сшила свадебное платье, купила бусы, но ничего не вышло. Её желание жить по-человечески, жить в нормальной стране и добиваться этой нормальности привело к тому, что и личной жизнью пришлось пожертвовать. Жила с мамой в простой московской квартире. А когда администрация президента Ельцина попыталась ей предоставить новую квартиру, то Валерия Ильинична категорически отказалась.
Да, она боролась за приход Бориса Ельцина к власти, но при этом считала большим преступлением развязанную его армией войну в Чечне и жёстко критиковала его и всех, кто это поддерживал. Но в целом она оценивала вклад Ельцина в историю России положительно, так как реформы его правительства запустили в России рыночную экономику, даровали свободы, возможности для развития России и привели к постепенному повышению качества и уровня жизни граждан.
Поэт Евгений Евтушенко посвятил Валерии Новодворской эти стихи:
ВАЛЕРИЯ НОВОДВОРСКАЯ
(воспоминание о площади Маяковского 1987 года)
Над ней смеются все почти в России,
упражняясь в матерке,
но всё-таки трёхцветный флаг впервые
я видел в её слабенькой руке.
Поэт, воспевший паспорт молоткастый,
ты слышал там, на Маяковке, смех
над женщиной очкастой и щекастой
и хруст древка на обозренье всех?
Флаг вырывали с наслажденьем, хряском.
Надеюсь я, что ни один мой сын
не будет белым и не будет красным,
а просто человек и гражданин.
2011 г.
Поблагодарив Евгения Евтушенко за эти стихи, Валерия Новодворская сказала, что быть просто человеком и гражданином возможно только после перехода всей страны на сторону белых. «Пусть белые всё-таки вернутся к тому, что было в России, — уже почти конституционной монархии. Не прямо вернутся, а вернутся к началам частной собственности, и уважения к этой частной собственности, и основам конституционного строя. Законность. Такая законность, что Керенский не мог Ленина арестовать до июльских событий — не было юридических оснований. Хотя понимал, видно, что Ленин — враг, тем не менее арестовать не мог. Свобода, собственность, законность. Вот, когда к этим буржуазным добродетелям мы приникнем, и выстроимся под ними… То есть, можно сказать, что мы станем, в некотором роде, белыми — вот тогда мы и будем мечтать о том, чтобы наши сыновья были просто людьми и просто гражданами».
Валерия Новодворская была непоколебимой сторонницей тех ценностей, которые прописаны в Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (статья 2). Она защищала эти ценности до конца жизни.
В день смерти Валерии Новодворской в телеграмме с соболезнованиями Президент России Владимир Путин отметил: «Валерия Ильинична была известным общественным деятелем и публицистом, ярким, неординарным человеком. На протяжении всей жизни она сохраняла верность своим принципам и убеждениям. Такой она останется в памяти близких, друзей, коллег».
Валерию Новодворскую смело можно назвать совестью России. Пройдя через репрессии, психбольницы, посадки, имея огромный багаж знаний по истории, философии, литературе, театру, кино, она была способна давать абсолютно точные прогнозы и самые объективные оценки. Сегодня многие признают, что они не понимали её при жизни, смеялись над ней, а чем больше проходит времени с момента её ухода, тем яснее становится многим та громадная правда и тот яркий свет истины, которые Валерия Новодворская несла.
Осталось большое, пока ещё неизученное и для многих непонятое политико-философское наследие Валерии Новодворской. Её выступления, лекции, публицистические статьи, книги «Над пропастью во лжи», «По ту сторону отчаяния», «Прощание славянки» и другие труды безусловно являются ключом к пониманию российской историографии и необходимы для определения верного пути реформирования нашего многострадального Отечества.