Любимые духовные собеседники Геннадия Бурбулиса
Иммануил Кант
(1724–1804)
Один из величайших философов всех времен и народов, основоположник немецкой классической философии. Выразитель духа и мироотношения эпохи Просвещения.
Создатель субъектоцентристской философской системы, основанной на признании свободной, духовной, творческой сущности человека, осваивающего мир природы и создающего соразмерный себе, своим высшим ценностям и целям мир культуры. Особенно близок и важен для Г.Э. Бурбулиса своей этикой.
Свобода размахивать руками заканчивается у кончика носа другого человека;
Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь;
Любовь к жизни — это значит любовь к правде;
Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей;
Имей мужество пользоваться собственным умом;
Не мыслям надобно учить, а мыслить;
Тот, кто становится пресмыкающимся червем, может ли затем жаловаться, что его раздавили?
Война дурна тем, что создает больше злых людей, чем их забирает;
Быть опровергнутым — этого опасаться нечего; опасаться следует другого — быть непонятым;
Умение ставить разумные вопросы уже есть важный и необходимый признак ума и проницательности;
Долг — это уважение к праву другого;
Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне;
Поступайте так, чтобы любой ваш поступок мог быть возведён во всеобщее правило;
Человек свободен, если он должен подчиняться не другому человеку, а закону;
Прекрасное — это нечто такое, что принадлежит исключительно вкусу;
Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья;
Человек имеет склонность общаться с себе подобными, ибо в таком состоянии он больше чувствует себя человеком, т. е. чувствует развитие своих природных задатков. Но ему также присуще сильное стремление уединяться;
Относись к человеку всегда как к цели и никогда — как к средству;
Совесть есть сознание внутреннего судилища в человеке;
Для мужчины нет ничего более обидного, чем обозвать его глупцом, для женщины— сказать, что она безобразна;
Смерть догмы — это рождение реальности;
Кто не умеет сдерживать своей фантазии— тот фантазёр; у кого необузданная фантазия соединяется с идеями добра — тот энтузиаст; у кого беспорядочная фантазия — тот мечтатель;
С того самого дня, когда человек впервые произносит «я», он везде, где нужно, выдвигает возлюбленного себя и эгоизм его неудержимо стремится вперед;
Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине;
Женщины даже мужской пол делают более утончённым;
Дайте мне материю, и я покажу вам, как из неё должен образоваться мир;
Деятельность есть наше определение;
Злой человек не может быть счастливым, ибо, оставаясь наедине с собой, он остается наедине со злодеем;
Мудрый может менять мнение; глупец — никогда;
Человек редко думает при свете о темноте, в счастье — о беде, в довольстве — о страданиях и, наоборот, всегда думает в темноте о свете, в беде — о счастье, в нищете — о достатке.