Комментарий Станкевича к заявлению госсекретаря РСФСР о роли Российской Федерации как правопреемника союза ССР

Материал взят из архивов ТАСС.

Москва, 2 октября. /Корр. ТАСС Виталий Джибути/.

С эффектом разорвавшийся бомбы можно сравнить впечатление, которое произвело на отечественных и зарубежных политиков заявление Госсекретаря РСФСР Геннадия Бурбулиса о том, что Россия «может и должна стать» правопреемником Союза ССР и всех его структур.

В первую очередь, это заявление означает, что Россия незамедлительно должна стать государством, сказал государственный советник РСФСР Сергей Станкевич, комментируя по просьбе корреспондента ТАСС это заявление. По его мнению, процессы становления государственности в республиках прежнего Союза значительно обгоняют подобные процессы в Российской федерации, что ставит ее в невыгодное и неравноправное положение.

В высказывании Госсекретаря России говорится лишь о готовности республики стать правопреемником и, разумеется, далеко не всех полномочий и функций Союза, подчеркнул Станкевич. Это относится, например, к контролю над ядерным оружием. Он считает, что если в ближайшие дни стороны не выработают решение по этому вопросу, то единственным и естественным правопреемником выглядит в этой ситуации Россия. Но здесь не должно быть произвольных и односторонних действий. Необходим интенсивный диалог с республиками и такой диалог уже идет.

По мнению Сергея Станкевича, из прежнего Союза ССР будет создан Союз государств, за что высказалось большинство республик. А это ситуацию меняется в принципе: только государство может быть представлено в Совете безопасности ООН, но не Союз государств.

Россия также может выступить и правопреемником по большинству международных обязательств прежнего Союза ССР, ибо большая часть долгов ляжет на нее. И республика готова к этому, считает Госсоветник РСФСР.

Говоря о будущем Верховного Совета страны и Президента СССР, Сергей Станкевич отметил, что потребность в этих структурах сохранится. Парламент будет согласовывать несовпадающие интересы между республиками. Останется и потребность в человеке, пользующимся поддержкой государств-партнеров. Он смог бы выступать посредником, содействующим сближению интересов сторон. Иными словами, это означает новую роль, новые функции для представительного органа и для Президента страны.

Прокрутить наверх