Уважаемые пользователи!
Если видео не загружается, воспользуйтесь, пожалуйста, альтернативной ссылкой: https://vkvideo.ru/video-166048758_456241326
Лев Абрамович Закс — известный российский философ, эстетик и культуролог, более четверти века являющийся ректором Гуманитарного университета в Екатеринбурге, одного из самых первых частных вузов России. Выпускник философского факультета Уральского государственного университета, он прошёл путь от преподавателя кафедры эстетики до профессора и заведующего кафедрой. Лев Закс — автор многочисленных научных трудов и монографий, посвящённых фундаментальным проблемам теории культуры и философии искусства. Лев Закс также много лет занимается художественной критикой (театр, музыка, живопись). Он является почётным работником высшей школы Российской Федерации и активным членом профессиональных сообществ, включая Российское эстетическое общество и Союз театральных деятелей.
Ещё в годы Перестройки он вместе с Геннадием Эдуардовичем Бурбулисом активно участвовал в организации знакового для Свердловска проекта — «Дискуссионной трибуны». Этот исторически важный проект стал уникальной площадкой, где свердловчане могли свободно дискутировать на острые общественно-политические темы. Деятельность Трибуны заложила фундамент демократического устройства и практического опыта плюрализма и гласности российского общества, стала базой для общественной поддержки и последующего избрания Бурбулиса народным депутатом СССР.
Кредо Льва Закса — отстаивание свободы творчества. В полной мере это проявилось во время суда над режиссёром Евгенией Беркович и драматургом Светланой Петрийчук. Лев Абрамович выступил на суде в защиту их спектакля. Как авторитетный эстетик и культуролог, он говорил о художественной и культурной значимости постановки, подвергшейся уголовному преследованию, о недопустимости игнорирования специфики искусства, о гуманистическом звучании и значении спектакля Петрийчук и Беркович.
00:00 — Досье Льва Закса
01:52 — Проект «Дискуссионная трибуна»
• Обсуждение влияния Георгия Щедровицкого на организацию «Дискуссионной трибуны».
• Загс отмечает, что наработки Щедровицкого не использовались напрямую, но могли иметь опосредованное влияние.
03:56 — Институт технической эстетики
07:09 — Дефицит русской культуры
• Советская культура была центральным концептом, а русская культура оставалась на периферии.
• Люди, заинтересованные в русской культуре, ощущали её дефицит.
08:51 — Кризис советского и возрождение русской культуры
• С кризисом советского общества обнаружился огромный пласт русской культуры.
• Русская культура стала восприниматься как мощный культурный пласт.
09:40 — Идеологические ограничения
• Некоторые люди стремились утвердить свои ценности через борьбу с «врагами».
• Советская культура трактовалась как враждебная русскому началу.
11:25 — Конфликт между течениями
• Столкнулись два течения: демократическое и националистическое.
• Демократическое течение не акцентировало внимание на национальностях, а обсуждало культурное наследие.
16:55 — Поиск врагов русского народа
• Националисты искали врагов среди евреев и американцев.
• Их действия вызывали народный отпор.
24:19 — Особенности уральцев
• Уральцы не проявляли шовинизма или антисемитизма.
• Интернациональность была доминантой среди населения.
• Православный компонент не был широко распространён.
27:39 — Создание дискуссионной трибуны
• Дискуссионная трибуна была создана в мае 1987 года.
• Горком способствовал формализации трибуны.
• Инициатива исходила от университета, а не от московских властей.
32:01 — Темы обсуждений на трибуне
• Сначала обсуждались культурные вопросы и памятники.
• Постепенно перешли к темам власти, демократизации и гласности.
• Привлекались специалисты из юридической и исторической сфер.
35:44 — Пафос трибуны
• Пафос трибуны заключался в предоставлении народу возможности высказаться.
• Люди приходили на трибуну, чтобы хотя бы раз выйти на сцену.
• Геннадий Эдуардович часто играл роль ведущего, ограничивая время выступлений.
39:08 — Публичность и выдвижение
• Геннадий Эдуардович Бурбулис стал публичным человеком, значимым для больших масс.
• Его выдвинули на выборы в первый съезд народных депутатов.
• Он серьёзно относился к своей роли и держал массу в порядке.
42:31 — Предвыборная кампания
45:19 — Социальность и демократия
• Люди начали обсуждать социальные вопросы, ранее запретные.
• Апофеозом стало торжество народного волеизъявления.
• Социальность проявлялась в взаимопомощи и отсутствии страха.
48:50 — Демократическая позиция трибуны
• Трибуна не ориентировалась на партийные события, а обсуждала шестую статью Конституции.
• Позиция трибуны была демократической: необходимость демократически избранных людей для демократизации страны.
• О капитализме тогда не говорили.
49:48 — Две революции
50:48 — Социальные последствия
• Люди привыкли к социальной справедливости и низким зарплатам.
• Попытки возродить социальные гарантии не удались.
• Люди, поддерживавшие Ельцина, позже разочаровались в его политике.
51:41 — Предвыборная программа Ельцина
53:15 — Реформы и бюрократия
57:58 — Влияние трибуны на общество
• Трибуна способствовала формированию прогрессивных взглядов и влияла на власть.
• Участники трибуны впоследствии стали руководителями города и депутатами.
• Трибуна оказала значительное влияние на общественное мнение.
01:20:09 — Функции трибуны
• Трибуна была коллективным воспитателем и способом выражения мнений.
• Она выступала как экспериментальный конструктор новых форм социальности.
• В ней существовали разные мнения и поиск выхода из ситуаций через диалог.
01:24:45 — Кризис и социальные изменения
• Кризис, закрытие шахт и падение промышленности.
• Люди не поддерживали частную собственность и капитализм.
• Отсутствие связей между трибунами из разных городов.
01:35:22 — Политический путь Геннадия Бурбулиса
• Геннадий Бурбулис научился быть простым политиком.
• Несмотря на наличие власти, он не потерял свою сущность и идеализм.
• Его слова до конца жизни были о движении к подлинному, гармоничному и нравственному.
01:36:51 — Идеализм и реальность
• История часто опровергает идеализм, показывая свою истинную сущность.
• Идеализм Геннадия Бурбулиса не был полностью разрушен, но его идеи не всегда подтверждались реальностью.
01:37:28 — Завершение разговора






