Рождение демократии на Урале: О чём говорили на «Дискуссионной трибуне» в Перестройку | Лев Закс. Часть 2

Уважаемые пользователи!
Если видео не загружается, воспользуйтесь, пожалуйста, альтернативной ссылкой: https://vkvideo.ru/video-166048758_456241326

Лев Абрамович Закс — известный российский философ, эстетик и культуролог, более четверти века являющийся ректором Гуманитарного университета в Екатеринбурге, одного из самых первых частных вузов России. Выпускник философского факультета Уральского государственного университета, он прошёл путь от преподавателя кафедры эстетики до профессора и заведующего кафедрой. Лев Закс — автор многочисленных научных трудов и монографий, посвящённых фундаментальным проблемам теории культуры и философии искусства. Лев Закс также много лет занимается художественной критикой (театр, музыка, живопись). Он является почётным работником высшей школы Российской Федерации и активным членом профессиональных сообществ, включая Российское эстетическое общество и Союз театральных деятелей.

Ещё в годы Перестройки он вместе с Геннадием Эдуардовичем Бурбулисом активно участвовал в организации знакового для Свердловска проекта — «Дискуссионной трибуны». Этот исторически важный проект стал уникальной площадкой, где свердловчане могли свободно дискутировать на острые общественно-политические темы. Деятельность Трибуны заложила фундамент демократического устройства и практического опыта плюрализма и гласности российского общества, стала базой для общественной поддержки и последующего избрания Бурбулиса народным депутатом СССР.

Кредо Льва Закса — отстаивание свободы творчества. В полной мере это проявилось во время суда над режиссёром Евгенией Беркович и драматургом Светланой Петрийчук. Лев Абрамович выступил на суде в защиту их спектакля. Как авторитетный эстетик и культуролог, он говорил о художественной и культурной значимости постановки, подвергшейся уголовному преследованию,  о недопустимости игнорирования специфики искусства, о гуманистическом звучании и значении спектакля Петрийчук и Беркович.

00:00 — Досье Льва Закса

01:52 — Проект «Дискуссионная трибуна»

• Обсуждение влияния Георгия Щедровицкого на организацию «Дискуссионной трибуны».

• Загс отмечает, что наработки Щедровицкого не использовались напрямую, но могли иметь опосредованное влияние.

03:56 — Институт технической эстетики

07:09 — Дефицит русской культуры

• Советская культура была центральным концептом, а русская культура оставалась на периферии.

• Люди, заинтересованные в русской культуре, ощущали её дефицит.

08:51 — Кризис советского и возрождение русской культуры

• С кризисом советского общества обнаружился огромный пласт русской культуры.

• Русская культура стала восприниматься как мощный культурный пласт.

09:40 — Идеологические ограничения

• Некоторые люди стремились утвердить свои ценности через борьбу с «врагами».

• Советская культура трактовалась как враждебная русскому началу.

11:25 — Конфликт между течениями

• Столкнулись два течения: демократическое и националистическое.

• Демократическое течение не акцентировало внимание на национальностях, а обсуждало культурное наследие.

16:55 — Поиск врагов русского народа

• Националисты искали врагов среди евреев и американцев.

• Их действия вызывали народный отпор.

24:19 — Особенности уральцев

• Уральцы не проявляли шовинизма или антисемитизма.

• Интернациональность была доминантой среди населения.

• Православный компонент не был широко распространён.

27:39 — Создание дискуссионной трибуны

• Дискуссионная трибуна была создана в мае 1987 года.

• Горком способствовал формализации трибуны.

• Инициатива исходила от университета, а не от московских властей.

32:01 — Темы обсуждений на трибуне

• Сначала обсуждались культурные вопросы и памятники.

• Постепенно перешли к темам власти, демократизации и гласности.

• Привлекались специалисты из юридической и исторической сфер.

35:44 — Пафос трибуны

• Пафос трибуны заключался в предоставлении народу возможности высказаться.

• Люди приходили на трибуну, чтобы хотя бы раз выйти на сцену.

• Геннадий Эдуардович часто играл роль ведущего, ограничивая время выступлений.

39:08 — Публичность и выдвижение

• Геннадий Эдуардович Бурбулис стал публичным человеком, значимым для больших масс.

• Его выдвинули на выборы в первый съезд народных депутатов.

• Он серьёзно относился к своей роли и держал массу в порядке.

42:31 — Предвыборная кампания

45:19 — Социальность и демократия

• Люди начали обсуждать социальные вопросы, ранее запретные.

• Апофеозом стало торжество народного волеизъявления.

• Социальность проявлялась в взаимопомощи и отсутствии страха.

48:50 — Демократическая позиция трибуны

• Трибуна не ориентировалась на партийные события, а обсуждала шестую статью Конституции.

• Позиция трибуны была демократической: необходимость демократически избранных людей для демократизации страны.

• О капитализме тогда не говорили.

49:48 — Две революции

50:48 — Социальные последствия

• Люди привыкли к социальной справедливости и низким зарплатам.

• Попытки возродить социальные гарантии не удались.

• Люди, поддерживавшие Ельцина, позже разочаровались в его политике.

51:41 — Предвыборная программа Ельцина

53:15 — Реформы и бюрократия

57:58 — Влияние трибуны на общество

• Трибуна способствовала формированию прогрессивных взглядов и влияла на власть.

• Участники трибуны впоследствии стали руководителями города и депутатами.

• Трибуна оказала значительное влияние на общественное мнение.

01:20:09 — Функции трибуны

• Трибуна была коллективным воспитателем и способом выражения мнений.

• Она выступала как экспериментальный конструктор новых форм социальности.

• В ней существовали разные мнения и поиск выхода из ситуаций через диалог.

01:24:45 — Кризис и социальные изменения

• Кризис, закрытие шахт и падение промышленности.

• Люди не поддерживали частную собственность и капитализм.

• Отсутствие связей между трибунами из разных городов.

01:35:22 — Политический путь Геннадия Бурбулиса

• Геннадий Бурбулис научился быть простым политиком.

• Несмотря на наличие власти, он не потерял свою сущность и идеализм.

• Его слова до конца жизни были о движении к подлинному, гармоничному и нравственному.

01:36:51 — Идеализм и реальность

• История часто опровергает идеализм, показывая свою истинную сущность.

• Идеализм Геннадия Бурбулиса не был полностью разрушен, но его идеи не всегда подтверждались реальностью.

01:37:28 — Завершение разговора

Прокрутить наверх