Уважаемые пользователи!
Если видео не загружается, воспользуйтесь, пожалуйста, альтернативной ссылкой: https://vk.com
Лев Абрамович Закс — известный российский философ, эстетик и культуролог, более четверти века являющийся ректором Гуманитарного университета в Екатеринбурге, одного из самых первых частных вузов России. Выпускник философского факультета Уральского государственного университета, он прошёл путь от преподавателя кафедры эстетики до профессора и заведующего кафедрой. Лев Закс — автор многочисленных научных трудов и монографий, посвящённых фундаментальным проблемам теории культуры и философии искусства. Лев Закс также много лет занимается художественной критикой (театр, музыка, живопись). Он является почётным работником высшей школы Российской Федерации и активным членом профессиональных сообществ, включая Российское эстетическое общество и Союз театральных деятелей.
Ещё в годы Перестройки он вместе с Геннадием Эдуардовичем Бурбулисом активно участвовал в организации знакового для Свердловска проекта — «Дискуссионной трибуны». Этот исторически важный проект стал уникальной площадкой, где свердловчане могли свободно дискутировать на острые общественно-политические темы. Деятельность Трибуны заложила фундамент демократического устройства и практического опыта плюрализма и гласности российского общества, стала базой для общественной поддержки и последующего избрания Бурбулиса народным депутатом СССР.
Кредо Льва Закса — отстаивание свободы творчества. В полной мере это проявилось во время суда над режиссёром Евгенией Беркович и драматургом Светланой Петрийчук. Лев Абрамович выступил на суде в защиту их спектакля. Как авторитетный эстетик и культуролог, он говорил о художественной и культурной значимости постановки, подвергшейся уголовному преследованию, о недопустимости игнорирования специфики искусства, о гуманистическом звучании и значении спектакля Петрийчук и Беркович.
00:00 — Приветствие
00:11 — Досье Льва Закса
01:59 — Знакомство с Геннадием Бурбулисом
04:11 — Идеологические установки факультета
• Философский факультет был идеологическим, с доминированием марксистско-ленинской идеологии.
• Студенты должны были разделять эти установки и быть их проводниками.
08:32 — Антисоветский роман
13:28 — Воспоминания о Геннадии Бурбулисе
• Геннадий Бурбулис выделяется среди абитуриентов своей уверенностью и внутренней продуманностью.
• Он пришёл на философский факультет, чтобы найти ответы на личные и социальные вопросы.
• Геннадий Бурбулис — рабочий с хромпикового завода из Первоуральска, недавно отслуживший в ракетных войсках.
15:21 — Мировоззренческие вопросы Геннадия Бурбулиса
• Геннадий Эдуардович задаётся вопросами о смысле жизни и своём месте в мире.
• Он видит в философии способ обрести активную гражданскую позицию.
• Его интересует, как личные вопросы соотносятся с социальными процессами.
17:07 — Философские вопросы и советская культура
• Геннадий Бурбулис задаётся классическими философскими вопросами: «Кто мы, откуда мы и куда мы?»
• В советское время многие студенты не имели глубокого понимания философии, ограничиваясь советскими учебниками.
• Советская культура ограничивала доступ к мировой философии.
21:12 — Духовные запросы и искусство
• Духовные запросы могут возникать независимо от социального статуса.
• Искусство помогает людям выйти из повседневности и задуматься о больших вопросах.
• Геннадий Бурбулис пришёл на философский факультет с уже сформированными духовными запросами.
30:18 — Репрессии и цензура
• Запрет хороших книг и фильмов.
• Восприятие системы как обмана и лжи.
• Отсутствие оправдания репрессий заговором.
35:33 — Философия личности
37:19 — Абстрактный гуманизм
• Абстрактный гуманизм как критика советской морали.
• Общечеловеческие ценности против партийных интересов.
40:16 — Перестройка и гласность
• Начало перестройки и идея обсуждения процессов.
• Горбачёв запускает гласность.
• Идея создания дискуссионной трибуны при поддержке партийных органов.
• Обновление партийной работы и социальный процесс.
41:59 — Начало дружбы и эстетические интересы
43:10 — Влияние учителей и перестройка
45:44 — Политические обсуждения
• В узком кругу обсуждались политические события, съезды и фильмы.
• Обсуждалось советское прошлое, но будущее оставалось неопределённым.
• Ощущение, что застой — это навсегда, мешало обсуждению будущего.
48:52 — Перестройка и выборы
• Во время перестройки Лев Закс стал соратником Геннадия Бурбулиса.
• Они агитировали на улицах, придумывали кричалки и участвовали в дискуссиях.
49:50 — Встреча с Ельциным
51:43 — Реформы и культура
52:49 — Приход Горбачёва и первые впечатления
• После похорон Брежнева, Андропова и Черненко к власти пришёл Горбачёв.
• Сначала его действия воспринимались как попытка новой стилистики, но затем появились признаки изменений: разрешение на кино, публикации в журналах, появление андеграундных художников.
• Возникли понятия «гласность» и «плюрализм», что вызвало ощущение изменений в атмосфере.
54:26 — Идея дискуссионной трибуны
• Обсуждалась идея создания площадки для обсуждения культурных и политических вопросов.
• Городские и областные власти поддержали идею, но контролировали её реализацию.
56:20 — Развитие дискуссионной трибуны
01:00:53 — Идеологические течения
• В атмосфере застоя возникли два противоположных течения: либеральное интернационалистское и националистическое славянофильское.
• Журналы стали духовной территорией, объединяющей людей с разными взглядами.
01:03:15 — Исторический контекст славянофильства
• Слово «славянофилы» возникло в XIX веке и изначально не отражало жестокость или насилие.
• Славянофилы искали спасение в национальных корнях, а не в социальном движении.
01:04:54 — Литературные направления в период перестройки
01:10:45 — Современное восприятие западничества
• Обсуждение современного восприятия западничества как предательства.
• Вопрос о том, стоит ли буквально понимать западничество в контексте пропаганды.
01:11:24 — Патриотизм и западничество
• Обсуждение различий в восприятии патриотизма и западничества.
• Марксизм как западная и интернационалистская идеология.
• Упор КПСС на международное движение и интернационализм.
01:12:18 — Интернационализм и антисемитизм
• Интернационализм как официальная компонента мировоззрения СССР.
• Антисемитизм как важный идеологический компонент советского строя.
• Попытки западных коммунистических партий нейтрализовать антисемитизм.
01:13:16 — Еврокоммунизм и реформизм
• Возникновение еврокоммунизма как реакции на исчерпание советского опыта.
• Признание демократии и свободы как важных ценностей.
01:21:30 — Открытое и закрытое общество
• Различия между открытым и закрытым обществом.
• В открытом обществе различия не носят антагонистического характера.
• Принцип сепарации и противостояния в закрытом обществе.
01:24:05 — Развитие общества и империи
• История показывает, что расширение пространств способствует развитию.
• Примеры римской и австро-венгерской империй как стимулов развития.
• Христианство как открытая система, способствующая прогрессу.
01:25:47 — Религиозные системы и их влияние
01:29:45 — Информация и общество
• Информация может быть общим достоянием или частной собственностью.
• Ограничения на обмен информацией ведут к стагнации общества.
• Современные науки подтверждают преимущества разнообразия и открытости.
01:31:34 — Историческое развитие и культура
• Развитие России всегда опиралось на преемственные связи с соседними культурами.
• Археологические данные показывают, что чистых рас и наций не существует.
• Русский этнос состоит из четырнадцати базовых генофондов, что подчёркивает сложность биологической идентичности.
01:37:16 — Заключение






