«Кто мы, откуда мы и куда мы?» Философ Лев Закс — о Геннадии Бурбулисе, философии и истории Перестройки в Свердловске (Часть 1)

Уважаемые пользователи!
Если видео не загружается, воспользуйтесь, пожалуйста, альтернативной ссылкой: https://vk.com

Лев Абрамович Закс — известный российский философ, эстетик и культуролог, более четверти века являющийся ректором Гуманитарного университета в Екатеринбурге, одного из самых первых частных вузов России. Выпускник философского факультета Уральского государственного университета, он прошёл путь от преподавателя кафедры эстетики до профессора и заведующего кафедрой. Лев Закс — автор многочисленных научных трудов и монографий, посвящённых фундаментальным проблемам теории культуры и философии искусства. Лев Закс также много лет занимается художественной критикой (театр, музыка, живопись). Он является почётным работником высшей школы Российской Федерации и активным членом профессиональных сообществ, включая Российское эстетическое общество и Союз театральных деятелей.

Ещё в годы Перестройки он вместе с Геннадием Эдуардовичем Бурбулисом активно участвовал в организации знакового для Свердловска проекта — «Дискуссионной трибуны». Этот исторически важный проект стал уникальной площадкой, где свердловчане могли свободно дискутировать на острые общественно-политические темы. Деятельность Трибуны заложила фундамент демократического устройства и практического опыта плюрализма и гласности российского общества, стала базой для общественной поддержки и последующего избрания Бурбулиса народным депутатом СССР.

Кредо Льва Закса — отстаивание свободы творчества. В полной мере это проявилось во время суда над режиссёром Евгенией Беркович и драматургом Светланой Петрийчук. Лев Абрамович выступил на суде в защиту их спектакля. Как авторитетный эстетик и культуролог, он говорил о художественной и культурной значимости постановки, подвергшейся уголовному преследованию,  о недопустимости игнорирования специфики искусства, о гуманистическом звучании и значении спектакля Петрийчук и Беркович.

00:00 — Приветствие

00:11 — Досье Льва Закса

01:59 — Знакомство с Геннадием Бурбулисом

04:11 — Идеологические установки факультета

• Философский факультет был идеологическим, с доминированием марксистско-ленинской идеологии.

• Студенты должны были разделять эти установки и быть их проводниками.

08:32 — Антисоветский роман

13:28 — Воспоминания о Геннадии Бурбулисе

• Геннадий Бурбулис выделяется среди абитуриентов своей уверенностью и внутренней продуманностью.

• Он пришёл на философский факультет, чтобы найти ответы на личные и социальные вопросы.

• Геннадий Бурбулис — рабочий с хромпикового завода из Первоуральска, недавно отслуживший в ракетных войсках.

15:21 — Мировоззренческие вопросы Геннадия Бурбулиса

• Геннадий Эдуардович задаётся вопросами о смысле жизни и своём месте в мире.

• Он видит в философии способ обрести активную гражданскую позицию.

• Его интересует, как личные вопросы соотносятся с социальными процессами.

17:07 — Философские вопросы и советская культура

• Геннадий Бурбулис задаётся классическими философскими вопросами: «Кто мы, откуда мы и куда мы?»

• В советское время многие студенты не имели глубокого понимания философии, ограничиваясь советскими учебниками.

• Советская культура ограничивала доступ к мировой философии.

21:12 — Духовные запросы и искусство

• Духовные запросы могут возникать независимо от социального статуса.

• Искусство помогает людям выйти из повседневности и задуматься о больших вопросах.

• Геннадий Бурбулис пришёл на философский факультет с уже сформированными духовными запросами.

30:18 — Репрессии и цензура

• Запрет хороших книг и фильмов.

• Восприятие системы как обмана и лжи.

• Отсутствие оправдания репрессий заговором.

35:33 — Философия личности

37:19 — Абстрактный гуманизм

• Абстрактный гуманизм как критика советской морали.

• Общечеловеческие ценности против партийных интересов.

40:16 — Перестройка и гласность

• Начало перестройки и идея обсуждения процессов.

• Горбачёв запускает гласность.

• Идея создания дискуссионной трибуны при поддержке партийных органов.

• Обновление партийной работы и социальный процесс.

41:59 — Начало дружбы и эстетические интересы

43:10 — Влияние учителей и перестройка

45:44 — Политические обсуждения

• В узком кругу обсуждались политические события, съезды и фильмы.

• Обсуждалось советское прошлое, но будущее оставалось неопределённым.

• Ощущение, что застой — это навсегда, мешало обсуждению будущего.

48:52 — Перестройка и выборы

• Во время перестройки Лев Закс стал соратником Геннадия Бурбулиса.

• Они агитировали на улицах, придумывали кричалки и участвовали в дискуссиях.

49:50 — Встреча с Ельциным

51:43 — Реформы и культура

52:49 — Приход Горбачёва и первые впечатления

• После похорон Брежнева, Андропова и Черненко к власти пришёл Горбачёв.

• Сначала его действия воспринимались как попытка новой стилистики, но затем появились признаки изменений: разрешение на кино, публикации в журналах, появление андеграундных художников.

• Возникли понятия «гласность» и «плюрализм», что вызвало ощущение изменений в атмосфере.

54:26 — Идея дискуссионной трибуны

• Обсуждалась идея создания площадки для обсуждения культурных и политических вопросов.

• Городские и областные власти поддержали идею, но контролировали её реализацию.

56:20 — Развитие дискуссионной трибуны

01:00:53 — Идеологические течения

• В атмосфере застоя возникли два противоположных течения: либеральное интернационалистское и националистическое славянофильское.

• Журналы стали духовной территорией, объединяющей людей с разными взглядами.

01:03:15 — Исторический контекст славянофильства

• Слово «славянофилы» возникло в XIX веке и изначально не отражало жестокость или насилие.

• Славянофилы искали спасение в национальных корнях, а не в социальном движении.

01:04:54 — Литературные направления в период перестройки

01:10:45 — Современное восприятие западничества

• Обсуждение современного восприятия западничества как предательства.

• Вопрос о том, стоит ли буквально понимать западничество в контексте пропаганды.

01:11:24 — Патриотизм и западничество

• Обсуждение различий в восприятии патриотизма и западничества.

• Марксизм как западная и интернационалистская идеология.

• Упор КПСС на международное движение и интернационализм.

01:12:18 — Интернационализм и антисемитизм

• Интернационализм как официальная компонента мировоззрения СССР.

• Антисемитизм как важный идеологический компонент советского строя.

• Попытки западных коммунистических партий нейтрализовать антисемитизм.

01:13:16 — Еврокоммунизм и реформизм

• Возникновение еврокоммунизма как реакции на исчерпание советского опыта.

• Признание демократии и свободы как важных ценностей.

01:21:30 — Открытое и закрытое общество

• Различия между открытым и закрытым обществом.

• В открытом обществе различия не носят антагонистического характера.

• Принцип сепарации и противостояния в закрытом обществе.

01:24:05 — Развитие общества и империи

• История показывает, что расширение пространств способствует развитию.

• Примеры римской и австро-венгерской империй как стимулов развития.

• Христианство как открытая система, способствующая прогрессу.

01:25:47 — Религиозные системы и их влияние

01:29:45 — Информация и общество

• Информация может быть общим достоянием или частной собственностью.

• Ограничения на обмен информацией ведут к стагнации общества.

• Современные науки подтверждают преимущества разнообразия и открытости.

01:31:34 — Историческое развитие и культура

• Развитие России всегда опиралось на преемственные связи с соседними культурами.

• Археологические данные показывают, что чистых рас и наций не существует.

• Русский этнос состоит из четырнадцати базовых генофондов, что подчёркивает сложность биологической идентичности.

01:37:16 — Заключение

Прокрутить наверх