00:00 — Введение и биография
• Валентин Гефтер рассказывает о своем пути в правозащитную деятельность.
• Он отмечает, что ему повезло с семьей и окружением.
• Жизнь складывалась благополучно, несмотря на трудности.
03:38 — Семья
• Родился в семье историков, отец воевал на фронте, мать работала медсестрой.
• Родители из южно-русских городов, семьи были интеллигентными, но бедными.
11:28 — Предвоенный период
15:21 — Аресты и репрессии
16:14 — Студенческие годы родителей
19:12 — Большой террор и репрессии
30:41 — Болезнь отца
• Отец заболел в начале 1950-х годов, что усложнило жизнь семьи.
• Мать и друзья помогали справляться с трудностями.
32:58 — Карьера отца
• Отец прошел несколько этапов карьеры после войны.
• Работал в ЦК ВЛКСМ и журнале «Молодой большевик».
• Занимался экономической историей и редактировал «Всемирную историю».
36:13 — Космополитизм и репрессии
• Семья не пострадала от космополитизма и большого террора.
• Родители были рядовыми гражданами и не выделялись.
• В конце 1940-х и начале 1950-х годов им повезло избежать репрессий.
42:32 — Школьный и университетский период
• Переезд с Мещанской улицы на Ленинский проспект.
• Учеба в школе №2 с 1959 по 1962 год.
43:29 — Школа и преподаватели
• Школа была физико-математической, но первый набор не попал под высокий уровень преподавания.
• Школа заключила договор с Институтом вычислительной техники.
• Преподаватели были высококвалифицированными, особенно в гуманитарных и естественных науках.
48:28 — Походы и культурные мероприятия
• Участие в походах, включая поездку на Кавказ.
• Посещение концертов и лекций известных личностей, таких как Булат Окуджава.
50:13 — Вольнодумство и комсомол
• Период вольнодумства и ограниченного антисталинизма.
• Вступление в комсомол в 1959 году.
52:22 — Влияние школы
• Создание слоя людей, которые стали частью общества.
54:04 — Влияние оттепели
• Оттепель позволила людям выжить в трудные 1970-1980-е годы и заложила фундамент для развития России.
• Поколение, выросшее в этот период, не было идеологически зашоренным.
• Это поколение, включая родителей Валентина Гефтера, смогло выйти из-под сталинской идеологии.
58:03 — Влияние на культуру
59:32 — Общественная деятельность
• Валентин Гефтер активно участвовал в общественной жизни университета, создавая клуб интересных встреч.
01:01:31 — Вечер Мандельштама
01:05:25 — Другие мероприятия
• В последующие годы проводились вечера, посвященные Анне Ахматовой и другим известным личностям.
• Эти мероприятия стали важными событиями в культурной жизни Москвы.
• Несмотря на попытки властей препятствовать, эти вечера продолжали привлекать внимание и вызывать интерес.
01:06:26 — Культурные мероприятия в МГУ
• Эти мероприятия не носили откровенно политического характера, но были новым и свежим явлением.
01:13:28 — Работа в институте высоких температур
• После окончания университета Валентин Гефтер работал в институте высоких температур.
• Это был счастливый период, несмотря на изменения в политической ситуации.
• Он активно участвовал в различных мероприятиях, включая поездки на целину и стройотряды.
01:20:00 — Культурные события 70-80-х годов
• В 70-х и 80-х годах автор работал в научном институте и занимался научной деятельностью.
• Он вспоминает случайную встречу с поэтами Бродским, которая оставила сильное впечатление.
• В этот период он также посещал театры и кино, но не может вспомнить ничего особенного.
01:28:53 — Контакты с иностранцами и репрессии
• В 70-80-е годы к Михаилу Гефтеру начали приходить иностранные корреспонденты.
• Несмотря на репрессии, он не попал под уголовную ответственность.
• Жизнь в этот период была насыщенной и интересной, несмотря на застойные времена.
01:34:06 — Конец периода и начало нового этапа
• С начала 1987 года начался новый этап, связанный с перестройкой и новой жизнью.
01:38:12 — Внутренняя свобода
• В те годы внешней свободы было мало, но внутренняя свобода у многих была.
• Люди компенсировали недостаток внешней свободы насыщенной внутренней жизнью.
01:40:28 — Компенсаторный механизм
• Люди много читали, думали, спорили и писали, несмотря на недостаток внешней свободы.
• В 90-е годы внешняя свобода привела к потере внутренней свободы и духовного содержания.
• Внутренняя свобода важна для мыслящего человека.