Статья Эмиля Паина – Историческое ослабление антисемитизма в России и его кратковременная актуализация в дискурсе современных русских националистов

Вестник Гуманитарного университета. 2024. Т. 12, № 2. С. 131–147.

Bulletin of Liberal Arts University. 2024. Vol. 12, no. 2. P. 131–147.

УДК 172.15:323.1

doi:10.35853/vestnik.gu.2024.12-2.08

5.7.7.

© Паин Э. А., 2024

Историческое ослабление антисемитизма в России и его кратковременная актуализация в дискурсе современных русских националистов

Эмиль Абрамович Паин

Институт социологии ФНИCЦ РАН, Москва, Россия,

https://orcid.org/0000-0002-8796-187X

Аннотация. В статье приводятся результаты исследования антисемитизма с использованием двух взаимно дополнительных методологических подходов, позволяющих рассматривать этот феномен и его динамику в России с разных сторон. С одной стороны, макросоциологический анализ указывает на фундаментальные причины последовательного ослабления антисемитизма в постсоветское время. С другой стороны, метод контент-анализа, используемый для изучения дискурса Telegram-каналов русских националистов, показал, что в определенный момент (октябрь – декабрь 2023 г.), риторика антисемитизма резко возросла как реакция на обострение арабо-израильского конфликта. Слова и темы-маркеры антисемитизма стали теснить по частоте упоминания лидера информационной повестки России двух последних лет – тему СВО. В это время в отмеченном дискурсе проявились заметные идейные различия между имперским и этническим течениями русского национализма, однако к исходу третьего месяца информационного взрыва внимание россиян к далекому палестино-израильскому конфликту стало затухать.

Ключевые слова: антисемитизм, антисионизм, евреи, арабы, Израиль, Палестина, русские националисты

Благодарности: статья подготовлена в рамках Программы научных исследований, связанных с изучением этнокультурного многообразия российского общества и направленных на укрепление общероссийской идентичности 2023–2025 гг.​ (руководитель академик РАН В. А. Тишков).

Для цитирования: Паин Э. А. Историческое ослабление антисемитизма в России и его кратковременная актуализация в дискурсе современных русских националистов // Вестник Гуманитарного университета. 2024. Т. 12, № 2. С. 131–147. DOI 10.35853/vestnik.gu.2024.12-2.08.

The Historical Weakening of Anti-Semitism in Russia and its Short-Term Actualization in the Discourse of Modern Russian Nationalists

Emil A. Pain

Institute of Sociology — Branch of the Federal Center of Theoretical

and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia,

painea@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8796-187X

Abstract. The article outlines the results of a study of anti-Semitism using two complementary methodological approaches, allowing us to view this phenomenon and its dynamics in Russia from different angles. On the one hand, macro sociological analysis points to the fundamental reasons for the consistent weakening of anti-Semitism in post-Soviet times. On the other hand, the content-analysis method used to study the discourse of Telegram channels of Russian nationalists showed that at a certain time (October-December 2023), the rhetoric of anti-Semitism increased sharply, as a reaction to the escalation of the Arab-Israeli conflict. Words and topics that are markers of anti-Semitism began to surpass the leader of Russia’s information agenda for the last two years — the topic of the Special Military Operation; by the end of the third month of the information explosion, however, Russian attention to the Palestinian-Israeli conflict had waned. In the discourse noted, the ideological differences between the imperial and ethnic currents of Russian nationalism became clear.

Keywords: anti-Semitism, anti-Zionism, Jews, Arabs. Israel, Palestine, Russian nationalists

Acknowledgments: The article was written as part of the 2023-2025 scientific research program on Ethnocultural Diversity in Russian Society and the Strengthening of All-Russian Identity. (Head of the program – RAS academician V.A. Tishkov).

For citation: Pain EA. The Historical Weakening of Anti-Semitism in Russia and its Short-Term Actualization in the Discourse of Modern Russian Nationalists. Vestnik Gumanitarnogo universiteta = Bulletin of Liberal Arts University. 2024;12(2):131-147. (In Russ.). DOI:10.35853/vestnik.gu.2024.12-2.08.

О методологии исследования

В развитии антисемитизма в России хорошо прослеживается влияние как долгосрочных стадиальных процессов, охватывающих продолжительные периоды человеческой истории, так и актуальных факторов, складывающихся под воздействием быстро изменяющихся, преходящих обстоятельств. Фактически, мы говорим о двух взаимовлияющих (а иногда и конфликтующих) явлениях: во-первых, об антисемитизме, который можно назвать «массовым», или «бытовым», и, во-вторых, об антисемитизме «элитарном», или «идеологическом». Исследование этих разновидностей антисемитизма и их динамики требует использования двух принципиально разных оптик. В данной статье мы опираемся как на макросоциологический анализ для описания стадиальных процессов в динамике массового антисемитизма, так и на анализ современного идеологического дискурса двух течений политизированного русского национализма – «имперского» и «этнического». Отмеченные течения (их тоже можно назвать разновидностями, но уже внутри идейного национализма) анализировались нами в ограниченное время (с июля по декабрь 2023 г.). Динамика идейного национализма демонстрирует волнообразную флуктуацию антисемитских настроений в среде agenda-setting авторов российских социальных сетей.

Первый вид анализа базируется на статистических материалах и на социологическом мониторинге, проводившемся с 1989-го по 2023 г. В советское время такой мониторинг проводился социологической службой ВЦИОМ, а в постсоветский период – его преемником АНО «Левада-Центр»[1] (ныне включен властями России в реестр НКО-иноагентов).

Второй вид исследования основывается в данной работе на контент-анализе Telegram-каналов, проведенном автором в рамках упомянутой исследовательской программы по исследовательскому проекту ФНИСЦ РАН: «Российская идентичность в поликультурном контексте: Механизмы и факторы транснациональной консолидации россиян в ситуации межгосударственного вооруженного конфликта» (руководитель И. М.Кузнецов). Это исследование позволило точно определить время подъема и спада волны массового антисемитизма, что подтвердило выводы социологов о подъеме «спящего антисемитизма» (определение Л. Гудкова) в результате возбуждения российского общества новым обострением палестино-израильского конфликта [Волков 2023].

Долгосрочные тренды ослабления «массового» антисемитизма

Волна активных антисемитских выступлений, прокатившаяся по республикам Северного Кавказа 27–28 октября 2023 г., для многих наблюдателей стала неожиданностью, поскольку на протяжении более чем 30-летнего периода постсоветской истории России социологи фиксировали последовательное ослабление антисемитских настроений в массовом сознании россиян. Упоминавшийся социологический мониторинг 1989–2023 годов показал, что отношение к евреям в течение этого периода сохраняло подчеркнуто позитивный характер: сумма позитивных высказываний на прямой вопрос об отношении к представителям этой группы достигает 88 % (сумма негативных – порядка 9 %) [Волков 2023].

Ослабление антисемитизма в России контрастирует с ситуацией в странах Западной Европы, где нарастают как проявления антисемитизма, так и тревоги населения по этому поводу [ЕС заявил … 2023]. В чем же причина отмеченных различий в динамике ксенофобии в России и на Западе?

Не претендуя на исчерпывающий ответ на этот вопрос, мы остановимся на одном из факторов, обусловливающих указанные различия. Он связан с принципиально разными направлениями миграционного движения евреев. Из России евреи три последних десятилетия эмигрировали несколькими волнами, а в страны Западной Европы прибывали. Анализ этих различий указывает на одну из самых значимых, на наш взгляд, глубинных и долгосрочных причин уменьшения остроты проблемы антисемитизма в России, связанной с фундаментальными изменениями в расселении мирового еврейства в XIX – начале XXI в. Российская империя в XIX в. была основным местом проживания мирового еврейства. По данным переписи населения 1897 г., здесь было сосредоточено 5,2 млн евреев [Россия. Демография еврейского населения … 2018], что составляло в то время около 2/3 общей численности евреев в мире. Последняя советская перепись населения (1989 г.) зафиксировала в СССР лишь 1,48 млн евреев [Тольц 2016], что составляло примерно 10 % от их численности в мире. В постсоветской России, согласно переписи 2010 г., евреев стало на порядок меньше, чем в Советском Союзе, – менее 158 тыс. человек [Тольц 2016]. Последняя перепись РФ 2020 (2021) года указывает на продолжающееся сокращение числа евреев в России – ныне их осталось всего 82 644 чел. [Итоги ВПН-2020 … 2020] – это менее 1 % численности евреев мира. Кроме того, с начала 2022 года в Израиль из России выехало около 40 тысяч человек, и хотя не все уехавшие – евреи, но несомненно, что общая численность евреев в России к 2024 году уменьшилась, даже со времени последней переписи населения. По прогнозу, опубликованному в ежегоднике Американского еврейского комитета за 2000 г., в России к 2030 г. останется 23 тысячи евреев, к 2050-му – 2–3 тысячи, а к 2080 году российское еврейское население рассосется полностью [Через сто лет в России не останется … 2000]. Однако такие прогнозы нуждаются в серьезных поправках. Дело в том, что академическая демография, занимающаяся изучением еврейского населения мира, использует несколько категорий его учета. Подробно об этом можно прочитать в сравнительно свежей статье известного израильского демографа [Тольц 2023, с. 52–68]. Мы же лишь кратко перескажем ту часть статьи, в которой перечисляются эти категории: 1) «ядро еврейского населения» – примерно соответствует той численности, которую указывает государственная статистка; 2) «анонимные евреи» – (это наш термин, сильно упрощающий научные объяснения Тольца, исключительно в целях экономии места в данной статье) – это те евреи, которые в советские время скрывали свою национальность в условиях государственного антисемитизма, а ныне не указывают ее по каким-то иным соображениям. С учетом этой категории численность евреев в России примерно на 60 тыс. чел. больше, чем по переписи 2021 года, – значит, около 143 тыс. чел; 3) «расширенное еврейское население» – включает всех членов домохозяйства, если хотя бы один из его членов является этническим евреем. Эта категория в России составляла около 290 тыс. чел. к началу 2022 года; 4) евреи, имеющие право на репатриацию по израильскому закону о возвращении. Поскольку закон предоставляет такое право не только детям и внукам евреев по матери, но и их законным супругам, вне зависимости от их национальности, то численность таких «евреев» в России почти на порядок больше «ядра еврейского населения» и оценивается экспертами в объеме, превышающем полмиллиона человек.

Все эти уточнения демографов мы считаем важными, хотя они не опровергают того факта, что евреи лидируют среди этнических групп Российской Федерации по объему и темпам снижения численности населения, прежде всего за счет экстраординарных масштабов эмиграции.

В мировой истории известны случаи проявления антисемитизма при фактическом отсутствии евреев, но в России этого не произошло – из нее вместе с евреями уходил и «массовый» антисемитизм. Исследования «Левада-Центра»[2] показывают, что драматическое сокращение численности евреев в стране существенно уменьшало и враждебность к ним. Во всяком случае, такой вывод вытекает из бесед с горожанами в фокус-группах. Их участники объясняют исчерпание темы антисемитизма тем, что «евреев уже нет», «может, они и есть, но не заметны», или, по крайней мере, «евреев меньше стало» [Oтчет о проведенном качественном исследовании … 2018].

Вывод о зависимости между динамикой антисемитизма и изменением численности евреев в стране подтверждается также и процессом, противоположным российскому. Речь идет о притоке больших масс евреев в ряд стран Европы, который сопровождался столкновениями с параллельно развивавшимся притоком других этнических и религиозных групп мигрантов, выступающих конкурентами евреям в экономической, бытовой и в культурно-символической сферах. Чаще всего мигранты и их потомки, а не принимающее население, выступали источником антисемитизма в странах ЕС. Это особенно заметно по ситуации во Франции с ее самой большой в Европе еврейской общиной, которая существенно обновилась после Холокоста, прежде всего за счет притока в 1950–1960-х годах евреев из арабских регионов Ближнего Востока и Северной Африки. В тот же временной период и из тех же мест во Францию прибыли, притом в значительно большем количестве, арабо-мусульманские мигранты. Уже по этой причине на 400–500 тыс. французских евреев в этой стране ныне приходится не менее 3–4 млн французских граждан арабского происхождения (цифры приблизительные, поскольку во Франции отсутствует этническая статистика). Взаимоотношения между двумя указанными сообществами пришлого населения создают постоянное поле напряжения и объясняют львиную долю преступлений на почве ненависти, зафиксированных в 2004–2015 гг. [Antisemitism … 2015]. Франция лидирует по числу таких преступлений среди государств, входящих в зону ответственности ОБСЕ. Следом за ней в списке стран по числу преступлений на почве ненависти стоит Германия. Объясняя беспрецедентный подъем антисемитизма в этой стране, уполномоченный правительства Федеративной республики по борьбе с антисемитизмом, Феликс Кляйн, отметил в ноябре 2023 года, что «наиболее враждебное отношении к евреям сосредоточивается, в первую очередь, в группах населения арабского и турецкого происхождения, которые уже давно живут в Германии» [Германию накрыла … 2023].

После Холокоста еврейская община Германии практически полностью обновилась, в значительной мере за счет еврейских иммигрантов из бывших республик СССР. По расчетам института Moses Mendelssohn Zentrum, Германия в отдельные годы XXI века обгоняла Израиль и США по темпам прироста еврейской иммиграции» [Германия обогнала Израиль … 2003]. К 2021 г. численность евреев в Германии составила 118 тыс. человек, это больше, чем в то время проживало, по данным ее статистики, в России, а к началу 2024 года этот разрыв еще больше увеличился в пользу Германии.

Несомненно, фундаментальное ослабление российского «массового» антисемитизма связано не только с оттоком и уменьшением числа российских евреев, но и с изменением базовых ценностных установок российского общества в постсоветский период. Несмотря на то что стереотипный образ евреев как рациональных прагматиков, ориентирующихся на достижение выгоды, не поменялся с советских времен, в России изменилось отношение к самому этому образу – его общественная оценка постепенно перемещалась из негативной зоны в область позитивного и даже эталонного значения, предмета зависти [Pain 2019].

Приведем пример таких перемен. В 1953 г., на заключительном этапе одиозного «дела врачей», яркого образца государственного антисемитизма, в советской прессе стали появляться конъюнктурные фельетоны о евреях как о порочном народе. Самый знаменитый фельетон такой направленности, «Пиня из Жмеринки» писателя Василия Ардаматского, был опубликован в сатирическом журнале «Крокодил» 20 марта 1953 года [Паин 2021, с. 77]. Герой фельетона имел хорошо различаемые еврейские черты: имя и фамилию – Пиня Мирончик, и место жительства – город Жмеринку, бывшее еврейское местечко. Описанные автором прегрешения Пини сводились к тому, что он был исключен из компартии в 1930-х годах, являлся руководителем не государственного предприятия, а кооперативного промкомбината и жил с семьей в роскошном доме (что, по мнению автора и аудитории, на которую ориентировался фельетон, было безусловным доказательством жульничества). То, что для советского человека 50-х считалось порицаемым, для российского обывателя 90-х перешло в разряд образца для подражания, поскольку бывшие «цеховики» и «кооперативщики» очень быстро из героев фельетонов превратились в знаменитых бизнесменов, героев телешоу.

Наконец, еще одним важным фактором ослабления массового антисемитизма – и здесь мы переходим в область его прямого соприкосновения с антисемитизмом «идеологическим» – стало устранение из политической идеологии постсоветской России государственного антисемитизма. Процесс этот, по мнению Павла Поляна, начался еще в годы советской Перестройки: «При Горбачеве государство поэтапно отказывалось от государственного антисемитизма как доктрины» [Полян 2023]. В дальнейшем, в постсоветское время, эта тенденция сохранялась, хотя Полян отмечает и проявление в этот период элитарного антисемитизма, например со стороны кубанского губернатора Николая Кондратенко и генерала Альберта Макашова – в каденцию первого президента России Б. Ельцина, а также антисемитские заявления ряда депутатов Государственной Думы России (Петра Толстого, Виталия Милонова, Дмитрия Рогозина, Сергея Глазьева и др.) – в период президентства В. Путина. Однако все эти эксцессы вызывали громкий общественный скандал и ни разу не получали поддержки президентов, в связи с чем вряд ли можно серьезно говорить о каком-либо антисемитизме на государственном уровне в постсоветскую эпоху. Мы присоединяемся к Поляну и в его выводе о том, что, «когда государственный антисемитизм отставлен, ослабевает и личный».

Краткосрочные волны подъема «идеологического» антисемитизма

Наряду с ослаблением массового антисемитизма, на протяжении всего постсоветского времени сохранялся идейный, элитарный антисемитизм у значительной части русских националистов (в первую очередь у так называемых «имперских националистов»). Антисемиты-националисты, эксплуатируя миф о всемирном еврейском заговоре, рисовали в своих изданиях картины разнообразных происков евреев в России, а также засилья евреев во власти, в бизнесе, в массмедиа и в культуре. До какого-то времени эти постулаты идейного антисемитизма не оказывали заметного влияния на массовое сознание россиян, но в 2022 г. социологи «Левада-Центра»[3] впервые зафиксировали в опросе российского общественного мнения проявление обеспокоенности тем, что «в руководстве страны очень много евреев» [Волков 2023]. Хотя такой ответ дало меньшинство (20 %) респондентов, все же опрос показал, что у какой-то части российского общества глубоко укорененные негативные стереотипы и фобии в отношении евреев не исчезли, они просто уснули. При этом «спящий антисемитизм» может пробудиться, взорваться, перейти в открытую форму при наличии мощных информационных катализаторов. Заговорив о подъемах и спадах этнических фобий под воздействием информационного возбуждения, мы подошли к анализу волнообразных аспектов динамики идеологического антисемитизма.

В истории социальных наук известно множество волновых и циклических концепций развития социально-политических процессов. Подобные теории во времена Античности выдвигали Платон и Полибий, в эпоху Ренессанса – Макиавелли, в эпоху Просвещения – Вико; в XIX–XX вв. – Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби. Ближе к нашей теме волновая концепция социокультурной динамики Питирима Сорокина и, особенно, теория волнообразного процесса смены реформ и контрреформ Эрика Хобсбаума, изложенная в его книге «Век революции. Европа 1789–1848». Эта теория, хорошо подкреплённая историческими примерами, дает основания для выводов широкого исторического масштаба, не ограниченных только периодом XVIII–XIX вв.

Радикальные реформы почти неизбежно в истории порождают свою противоположность – контрреформаторскую реакцию. Вначале она охватывает элитарные слои общества (у Хобсбаума в этой роли выступали аристократы, в постсоветской России – бывшая советская номенклатура и сотрудники силовых структур), а затем элитарная контрреформация спускается по социальной лестнице и перерастает в массовую, поскольку подхватывается уставшими от реформ и разочарованными в них народными массами.

Подобным же образом в России в 1990-х – 2000-х годах проявилась реакция общества на масштабные политические и экономические трансформации, последовавшие за распадом Советского Союза. Эта реакция оказала существенное воздействие и на активизацию «идеологического» антисемитизма. Еще в 1990-х под влиянием острого постимперского ресентимента в среде бывшей советской художественной, научной и военной элиты, идеологически близкой к аудитории газет «Завтра» и «Советская Россия», начал складываться негативный образ либерала-реформатора и банкира-олигарха, который зачастую ассоциировался в их сознании с евреями. При этом даже некоторые политические персоны, этнически не связанные с еврейством, но носившие нерусские фамилии (Бурбулис, Гайдар и др.), и даже люди с абсолютно русскими фамилиями (Б. Ельцин, Г. Попов, М. Касьянов), часто воспринимались в этой среде в качестве евреев именно благодаря устойчивой связке «либерал-реформатор – еврей». Другой заметной группой, впоследствии органически соединившейся с «новыми имперцами», стали бывшие православные диссиденты, идеологи «византизма». Несмотря на их принципиальное расхождение с первыми в оценке Октябрьской революции и всего досталинского этапа истории СССР, они вполне сходились как в неприятии либеральных реформ «по западному образцу», так и в признании особой роли русского православия в имперском идеологическом комплексе. Так возник хорошо известный феномен «православного сталинизма».

До середины первого десятилетия XXI века в общем идеологическом и информационном поле России «новые имперцы» как советского, так и православного толка занимали маргинальную нишу, однако по мере углубления противоречий России и Запада, усиления антизападной и антилиберальной риторики на государственном уровне, это течение все больше и больше входило в широкий идеологический мейнстрим. Вместе с ними в российское медиапространство все активнее проникали и новые антисемитские стереотипы.

Еще в начале двухтысячных мы предполагали возможность ситуативных всплесков антисемитских настроений россиян, исходя из представлений о волнообразном характере этнополитических процессов и связанных с ними перемен в иерархии образа врага [Pain 2007]. С середины 1990-х годов на вершине этой иерархии располагались кавказцы, и прежде всего чеченцы. После двух чеченских войн 1994–1996 гг. и 2000–2001 гг. такая пирамида этнического негативизма закрепилась, но после начала СВО она обрушилась. Как показал уже упоминавшийся мониторинг «Левада-Центра»[4], позитивные оценки чеченцев подскочили в 2022 году на 37 процентных пункта по сравнению с 2000 годом. Ровно на столько же обвалились положительные оценки американцев и на 20 пунктов упали положительные оценки украинцев [Гудков 2023, с. 96].

Впрочем, начало СВО, обусловившее рост массового негативизма в отношении украинцев и американцев, слабо затронуло евреев. До определенного времени тема еврейства затрагивалась в государственных массмедиа почти исключительно в связи с персоной президента Украины В. Зеленского, как правило в форме возмущения тем фактом, что этнический еврей стоит во главе «бандеровского режима». Так или иначе, в самом начале СВО обозреватели не фиксировали каких-либо выпадов против Израиля и евреев на самых популярных российских телеканалах.

Ситуация изменилась после событий 7 октября 2023 года.

На новом витке палестино-израильского конфликта в октябре – декабре 2023 г. ключевые российские медиа заняли достаточно откровенно пропалестинскую позицию, акцентируя внимание аудитории на жертвах среди мирного населения Газы, что сразу же отразилось на российском общественном мнении. Исследования «Левада-Центра»[5] показали, что симпатии российской аудитории к израильтянам в текущем конфликте проявили не более 6 % опрошенных, тогда как к палестинцам – около 20 %, а среди российских мусульман почти половина – 46 % респондентов [Волков 2023]. При этом официальные медиа, действующие в рамках достаточно жесткой информационной политики, нельзя упрекнуть в распространении откровенно антисемитского контента. Основным его источником в российском медиапространстве выступают социальные сети, и прежде всего телеграм-каналы.

В случае октябрьских событий в Махачкале версия о прямом инспирировании погромщиков посредством телеграм-каналов была озвучена на официальном уровне. Так, на брифинге 30 октября 2023 г. глава Республики Дагестан С. Меликов заявил, что действия толпы были спровоцированы публикациями в телеграм-канале «Утро Дагестана» [Глава Дагестана сообщил … 2023]

В настоящее время соцсеть Telegram является наиболее популярной платформой для блогов социально-политической тематики, доступ к которой не ограничен российскими властями. В сочетании с отсутствием цензуры со стороны администрации соцсети это привело к экстремально быстрому росту значимости Telegram-каналов как источника актуальной социально-политической информации с опцией интерактивного комментирования. Аудитория наиболее популярных русскоязычных телеграм-каналов уже составляет несколько миллионов читателей («Прямой эфир», «РИА-новости», Readovka, Mash и пр.). Более специализированные каналы социально-политического сегмента имеют меньшее количество подписчиков, но их аудитории также зачастую измеряются десятками и сотнями тысяч читателей.

Telegram-каналы как объект исследования

С учетом высказанных выше соображений, мы провели исследование содержания ряда специально выбранных Telegram-каналов, включающее два основных типа анализа:

  1. Количественный анализ упоминаний в различной коннотации выделенных ключевых слов-маркеров, связанных с отношением к евреям, сионизму, государству Израиль в телеграм-каналах, представляющих различные идеологические дискурсы – русских националистов, исламистов и левых;
  2. Анализ и сравнение основных нарративов, используемых авторами выбранных медиаресурсов для описания их отношений к евреям, Израилю, сионизму.

Основными задачами исследования являлись:

— определение динамики интенсивности интереса выбранных каналов к рассматриваемым темам за второе полугодие 2023 г., а также сравнение ее с частотой упоминаний других ключевых для этих медиаресурсов сюжетов;

— выявление изменения отношения авторов телеграм-каналов к рассматриваемым темам на фоне ключевых событий – событий в Израиле 07.10.2023 г. и военной операции Израиля в Секторе Газа, а также антисемитских выступлений в ряде республик российского Северного Кавказа в октябре 2023 г.;

— оценка основных информационных источников и анализ механизмов массового информационного возбуждения;

— анализ сходств и различия нарративов у представителей разных идеологических групп;

— выявление соотношения между антисемитскими и антисионистскими нарративами.

Проведенные исследования, на наш взгляд, позволяют сделать ряд значимых выводов в отношении как сущности и специфики трансформации антисемитских и антисионистских взглядов в российском информационном пространстве, так и их места и роли в общем смысловом контексте различных идеологических дискурсов. Эти выводы, с одной стороны, органически дополняют традиционные социологические исследования аналогичной тематики, а с другой – фокусируются на элитарной группе agenda-setting авторов, формирующих информационную повестку в социальных сетях.

Ниже мы представим некоторые результаты части этого исследования, посвященной каналам авторов, которых условно можно маркировать как «русских националистов», имея в виду также и «имперских националистов». На наш взгляд, именно нарративы этой группы в наибольшей степени отражают специфику феномена русского «идеологического» антисемитизма по следующим причинам: во-первых, поскольку другие проявления антисемитизма менее эндемичны (например, дискурс русскоязычных исламистов в значительной степени находится в общем дискурсивном русле глобального исламского антисемитизма и антисионизма); во-вторых, по причине, о которой мы упомянули выше, – новый российский элитарный антисемитизм в значительной, если не сказать в определяющей, степени связан с «нормализацией» и ростом популярности в современном медиапространстве неоимперского дискурса.

Для отбора Telegram-каналов использовалась комбинированная четырехступенчатая методика: первая ступень – целевой выбор трех идеологических дискурсов: русских националистов, исламистов и левых, внутри каждой из которых впоследствии аналитически выделились разные течения; второй этап – опрос экспертов, определяющих себя как носителей соответствующей идеологии, относительно их выбора медиаресурсов, влиятельных в своей среде; на третьем этапе отбор в каждой идеологической нише пяти каналов с наибольшим количеством подписчиков; четвертый этап – исключение из исследования каналов, в которых практически не встречаются упоминания тем Израиля и евреев. Так, например, популярный среди русских националистов канал И. Стрелкова с почти 750 тыс. подписчиков к началу 2023 г. практически не затрагивал эту тематику.

В результате отбора по описанной выше методике мы остановились на 5 следующих каналах:

  • Colonelcassad (канал военного обозревателя Бориса Рожина, около 800 тыс. подписчиков);
  • «Царьград ТВ» (телеграм-подразделение группы «Царьград» Константина Малофеева, около 200 тыс. подписчиков);
  • «Сыны Монархии» (канал писателя и журналиста Романа Антоновского, около 80 тыс. подписчиков)
  • «Русский националист» (канал анонимного автора/авторов, около 30 тыс. подписчиков)
  • «НАЦДЕМ» (канал анонимного автора/авторов, около 17 тыс. подписчиков)

В составе русских националистов наше исследование выделило две основные идеологические подгруппы, которые мы условно назвали «имперцы» и «националисты». Подчеркиваем условность этих терминов, поскольку в прежних публикациях мы отмечали, что практически весь основной массив русского национализма исторически является имперским [Pain 2016]. Так, в программных документах первых националистических партий Российской империи ничего не говорится об интересах основной массы этнических русских, поскольку эти программы были ориентированы почти исключительно на защиту элитарных ценностей – самодержавия и неделимости полиэтнической империи [Избирательная программа … 1906].

Со временем динамика миграционных процессов уже в рамках Советского государства вызвала к жизни уже не имперский, а в чем-то противостоящий ему, этнический русский национализм. Примерно с середины 1970-х годов стал заметен спад численности и удельного веса русских в составе населения южных республик СССР и в составе населения северокавказских автономных республик России. Одновременно с этим увеличился приток представителей нерусских национальностей в крупнейшие города России. В Советском Союзе свободные перемещения сдерживались государственным регулированием перемещения населения, институтом прописки, дефицитом жилья и отсутствием прав собственности на него. В постсоветское время массовые миграции стали сминать «имперское тело» и перемешивать этнический состав населения, одновременно приводя к нарастанию конфликтов между «понаехавшим» и местным населением. Русские националисты в период подъема столкновений с кавказскими мигрантами (2007–2013 гг.) стали в массе своей поддерживать совершенно антиимперский лозунг – «Долой Кавказ!». В это время крупнейшей, самой многочисленной организацией русских националистов стало «Движение против нелегальной иммиграции» (ДПНИ). Отчасти это объясняется тем, что в России мигрантофобия считалась почти легальной, поэтому часто использовалась как эвфемизм для прикрытия криминализированных фобий по отношению к исламу и кавказцам.

Этот новый антиимперский пафос в русском национализме продержался в качестве доминирующего лишь 7–8 лет, а затем резко ослаб в 2014–2015 гг., когда внимание масс было переключено на события в Крыму и на Донбассе, и в еще большей мере – в 2022 году, после начала СВО. Тем не менее и ныне в русском национализме переплетаются, но в чем-то противоборствуют как его изначальные имперское интересы, так и более поздние этнические.

Эти начала проявляются в разных пропорциях у двух выделенных нами идейных течений. Так, в группе, которую мы назвали «имперцы», доминирует идеология противостояния России и Запада, а в группе, названной нами «националистами», основным объектом внимания являются межэтнические отношения внутри России. Обе выделенные нами группы поддерживают идеи «Русского мира» и признания русских государствообразующим народом в России; они солидарны с политикой руководства России в отношении СВО и характеризуются рядом других общих признаков. Вместе с тем на уровне изучаемого контента заметны и различия между ними, которые проявляются в виде явного доминирования в дискурсе «имперцев» упоминаний слов «Украина», «украинский», «СВО», а у «националистов» – слов «мигранты», «мусульмане», «исламисты».

Контент-анализ показал, что тема Израиля, евреев, сионизма, практически никак не освещавшаяся в телеграм-каналах обоих течений до 7 октября 2023 г. (за исключением канала «Сыны монархии»), в этот день делает резкий скачок упоминаемости, а затем в течение последующих двух месяцев теряет позиции, возвращаясь к дооктябрьским значениям. При этом в октябре, на пике интереса, еврейская тема по количеству упоминаний либо приближается к центральной теме канала (у канала «Русский националист»), либо даже отнимает у нее пальму первенства (на всех других каналах). Во всех случаях тема «Израиль/евреи» оттеснила на второй план тему СВО. Ниже это продемонстрировано на графиках.


[1] (18+) АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЮРИЯ ЛЕВАДЫ» ВКЛЮЧЕНА МИНЮСТОМ РФ В РЕЕСТР НКО – ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ 05.09.2016 Г.

[2] (18+) ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЗНАНА МИНЮСТОМ РФ ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ.

[3] (18+) ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЗНАНА МИНЮСТОМ РФ ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ.

[4] (18+) ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЗНАНА МИНЮСТОМ РФ ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ.

[5] (18+) ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЗНАНА МИНЮСТОМ РФ ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ.

а) Colonelcassad
б) «Царьград ТВ» / “Tsargrad TV”
в) «Русский националист» / “Russian nationalist”
г) «НАЦДЕМ» / “NATsDEM”
д) «Сыны монархии» / “Sons of the Monarchy”
  Рис. 1. Динамика освещения тем «Израиль», «Украина» и «Мигранты» на исследуемых телеграм-каналах в июле – декабре 2023 года Fig. 1. Dynamics of the Coverage of the Topics “Israel”, “Ukraine” and “Migrants” on the Telegram Channels under Study in the Period July-December 2023

Анализ коннотаций упоминания ключевых слов («Израиль», «евреи», сионисты») указывает на взрывной рост в октябре-ноябре негативных оценок ключевых слов, доля которых у «имперцев» в общем количестве упоминаний достигает на пике 47 %, а у «националистов» (кроме «НАЦДЕМ») – 30 %. Однако при этом антиизраильский и антисемитский дискурс все же имеет свои особенности в каждой из упомянутых групп правых сил.

Националисты – «имперцы»

Нарративы «имперцев» четко вписаны в контекст глобального противостояния России и Запада. В этой диспозиции Израиль – это часть коллективного Запада, а противники Израиля – часть «оси сопротивления» (этот термин из иранского политического лексикона очень часто употребляется авторами канала).

«Имперцы» для описания событий в Израиле, начиная с 7 октября, фактически заимствуют не только точку зрения, но и словарь исламистских прохамасовских медиаресурсов. Так, в одном из сообщений приводится цитата советника президента Турции Р. Эрдогана: «Мы рассматриваем операцию “Наводнение Аль-Акса” как законное право на защиту и полностью поддерживаем наших палестинских братьев», а в сообщении от 7 октября автор канала говорит уже прямой речью: «Евреев предупреждали, что ответ будет, и вот этот ответ».

В течение всего периода наблюдений «имперцы» активно цитируют антиизраильские выступления Р. Эрдогана, Х. Насраллы, А. Хаменеи, лидеров ХАМАС, йеменских хуситов и афганских талибов. Естественно, что в сообщениях такого типа часто встречаются негативные слова-маркеры типа «геноцид», «агрессия», «оккупация», «фашизм», «нацизм», «зверства», «военные преступления» и т. д. (по отношению к действиям Израиля в Секторе Газа). При этом боевики ХАМАС периодически называются «бойцами сопротивления».

Имперцы (за исключением автора «Сынов монархии»), в первую очередь, антисионисты. Подавляющее большинство их негативных и резко негативных высказываний относится к государству Израиль и его действиям, а не к евреям как этнической общности. Но есть тема, в рамках которой «имперцы» преодолевают грань между антиизраильским дискурсом и откровенным антисемитизмом, – это тема Холокоста. В числе сообщений нередко можно обнаружить такие:

  • «жалкие попытки организаторов массовых убийств гражданского населения прятаться за фиговый листок Холокоста уже мало кого обманывают» (Colonelcassad);
  •  «упоение, с которым в Израиле говорят об уничтожении палестинцев, а также ужасающие аналогии наводят на мысль о “невыученных уроках истории” со стороны местных евреев» («Царьград ТВ»);
  • «после всего, что Израиль творит в Газе, разве можно еще когда-нибудь заикаться о Холокосте?» («Царьград ТВ»).

Отношение к евреям у «имперцев» часто определяется той позицией, которую они (евреи) занимают по отношению к конфликту. Практически любое употребление слова «еврей»/«евреи» в позитивной коннотации относится к антиизраильским выступлениям ряда американских евреев. Так, среди «хороших», по мнению авторов канала Colonelcassad, оказывается антисионистский раввин из США («мы на стороне Палестинского правительства»), тогда как в качестве «плохих евреев» приводится следующий пример: «радикально настроенные евреи, поддерживающие массовые убийства в Израиле, напали с оскорблениями на толпу, проводившую демонстрацию в поддержку Палестины в Роквилле, штат Мэриленд».

Специфическими для группы имперцев являются нарративы «Царьград ТВ», связанные с религиозно-идеологическими стереотипами и антисемитской конспирологией. Так, «царьградцы» в качестве одной из версий событий 07.10.2023 г. выдвигают следующую теорию: «Налицо циничная и жестокая провокация, совершённая Израилем ценой жизни в том числе и своих граждан. Совершенно ясно, что всё, что происходит, – в интересах Израиля. А цель этого – стереть с лица земли целый народ – палестинцев – в обеих частях Палестинского государства – как в секторе Газа, так и на западном берегу реки Иордан. Когда всё завершится и “палестинский вопрос” будет израильтянами решен окончательно, на месте мечети Аль-Акса иудеи начнут строить Третий храм Соломона, что является их историческим императивом – задачей, которую нельзя не выполнить».

Действия Израиля здесь рассматриваются не только в геополитическом, но и в эсхатологическом контексте: «Израиль навлёк на себя Божий гнев. Будут ли выводы из предупреждения? Мироточение святынь – один из самых распространенных примеров явления Божественной благодати. Обычно Божественные энергии невидимы. Но иногда Господь подаёт нам видимые знаки, в том числе – мироточения и даже кровоточения святынь. Но как можно расценить подобное у Камня помазания в иерусалимском Храме Гроба Господня? На том самом месте, где без малого два тысячелетия назад было положено Тело Распятого Христа после снятия Его с Креста. Нет сомнения, что такой знак – это предупреждение Божие».

Необходимо отметить, что среди имперцев дискурс автора канала «Сыны монархии» занимает особое место. Будучи, по сути, имперско-националистическим, он, в дополнение к этому, является еще и откровенно антисемитским. Если остальные имперцы в первую очередь антисионисты и их негативные оценки евреев в большинстве случаев так или иначе связаны с негативом по отношению к Израилю и поставлены в зависимость от отношения тех или иных евреев к конфликту, то автор «Сынов монархии», напротив, значительно меньше интересуется палестино-израильским противостоянием, и в значительно большей степени сосредоточен на обличении «грехов» этнических евреев. Именно «Сыны монархии» чаще всего используют применительно к евреям понятие «этнический либерал» и «новиоп» (термин националистов, означающий «безродного космополита», представителя «новой исторической общности»). При этом в ход идет весь набор классических антисемитских стереотипов – от неприятной внешности до стяжательства. Вот ряд характерных цитат:

  • «Как же этнические либералы и новиопы вскрываются на теме Израиля! Даже самые аккуратные гниды, мимикрирующие под охранителей».
  • «Как это часто бывает у Лунгина, еврейского папу играет обаятельный русский актер Олег Борисов. Если бы его играл сам Лунгин со своей противной рожей неруси, вряд ли он бы вызвал хоть малейшее сочувствие))».
  • «Один из типичнейших русофобов-новиопов – советский писатель Эдуард Тополь. Зовут его в реальности Эдмонд Хаимович Топельберг, родился в Баку, рос в Полтаве. В СССР пописывал в газеты и средней руки сценарии. В 1978 году свалил в Штаты, а оттуда в Израиль, где начал штамповать желтые детективы и книжки, обличающие Советский Союз. Но, как у истинного сына малого народа, диссидентский антисоветизм Тополя быстро перешел в откровенную русофобию».

Причем высказывания подобного рода в этом канале можно встретить в большом количестве и задолго до событий 07.10.2023 г. и вне их контекста.

 Возвращаясь к описанию основного дискурса имперцев, необходимо заметить, что, несмотря на очевидное заимствование оптики и словаря у исламистов, позиция «имперцев» все-таки существенно от нее отличается. Так, «имперцы» неоднократно подчеркивают, что это «не их война» и обе стороны для них являются чужими. Канал Colonelcassad цитирует российского политолога Н. Севостьянова: «Враги Русского мира в лице руководства Украины, Штатов, Великобритании изо всех сил желают победы Израилю. И точно такие же враги Русского мира в лице русофобов с ваххабитскими бородками и вооруженных ножами мигрантов с промытыми русофобией мозгами изо всех сил желают победы движению ХАМАС. Поэтому спрошу еще раз – вы уверены, что в этой чужой войне обязательно нужно выбирать сторону?»

В этом пункте позиция имперцев практически полностью сходится с позицией «националистов» и демонстрирует два устойчивых для обеих подгрупп негативных стереотипа:

  1. негативное отношение к Израилю как стороннику западного либерализма;
  2. традиционную для правых всего мира исламофобию, представляющую исламский мир главной угрозой «белому», «христианскому» миру, и такую же традиционную для этой политической группы ненависть к мигрантам.

И все же при явном сходстве двух течений правых сил заметны идейные, дискурсивные различия между ними. Антисемитские манифестации на Северном Кавказе в октябре 2023 г. были восприняты отчетливо негативно как «имперцами», так и «националистами». Однако первые усмотрели в этой истории руку «Запада и Украины», а вторые – происки исламистов, покрываемых, по их мнению, местными властями, а это особенно опасно для русских, которые «могут стать следующими жертвами исламистских погромов».

Этнические националисты (антиисламисты/мигрантофобы)

Погром в Махачкале характеризуется авторами канала «Русский националист» как «антисемитский шабаш», а погромщики-исламисты названы нацистами. Вот характерная цитата: «Съёмки от первого лица на антисемитском шабаше в Дагестане. Как можно узнать из слов комментатора, было дано распоряжение не разгонять нацистов. Можно предположить, что беженцы из Израиля были обречены на смерть, если бы они действительно прибыли в Дагестан этим рейсом! А знаете, в чем причина этого шабаша? Да все в той же исламизации», и далее: «русские – следующие».

При описании событий в Израиле националисты, в отличие от «имперцев», зачастую склонны смотреть на ситуацию глазами израильтян. Например, в ленте канала приводится видеоролик, показывающий, как палестинская террористка в хиджабе бросается с ножом на мирного израильтянина, с комментарием русского националиста: «А вот за что в тюрьмах Израиля сидели палестинские подростки и женщины, которых выпускают в рамках нынешней сделки».

В другом сообщении, в ответ на месседж российского спортсмена–борца (уроженца Кавказа), в котором он выражает недоумение тем фактом, что в «славянских» пабликах отсутствует тема Палестины и не видно сочувствия к страданиям палестинского народа, автор канала пишет: «Ну так жалей и евреев из Израиля, которые были убиты ХАМАСом, жалей детей, которых убили исламские террористы по всему миру» и далее «Его собратья с Кавказа ничего не говорили про СВО и в целом про Донбасс на протяжении более 8-ми лет. И теперь это чучело огородное считает, что русские, видите ли, должны переживать за каких-то палестинцев. А с какой это стати? Они нам кто?» Здесь же приводится любопытная цитата Александра Ходаковского, видного военного деятеля из Донецка: «Меня переполняет горечь от того, что творится в Израиле под возгласы “Аллах Акбар”. Сразу возникают ассоциации со страницами нашей истории, когда радикальный ислам выпускал свое смертоносное жало. А теперь вернемся к теме мигрантов. Смотрите и мотайте на ус: это вполне может ждать и нас. Они хотят достичь нашего качества жизни, но не хотят ради этого принимать наши обычаи и нормы поведения. Они не нацелены на ассимиляцию, они не хотят нормально работать и зарабатывать, они хотят забрать у нас всё силой».

Зачастую этнические националисты видят в Израиле образец национального государства, которое они хотели бы видеть в России. Так, авторы канала НАЦДЕМ с явной горечью комментируют одно из заявлений МИД РФ:

  • «МИД России: “Призыв Израиля к гражданам покинуть Северный Кавказ является антироссийским”. Ишь чë жыды удумали, о своих гражданах беспокоятся! Еще небось и “национальное государство” себе построили… В нашей Новиопии такое не пройдет!»

Однако все эти проявления сочувствия не должны вводить в заблуждение: «националисты», в массе своей, так же как и «имперцы», рассматривают обе стороны палестино-израильского конфликта как чужие и враждебные. «Израиль сносит под корень жилые дома в “Сектор Газа”. ХАМАС держит детей в клетках. У кого-то ещё есть желание искать среди них правых и виноватых? Кого-то оправдывать? Чем ярче конфликт там будет, тем меньше украинцы получат оружия, тем быстрее мы победим и тем меньше умрет наших, славян в целом. Это единственное, что нас должно волновать в этой истории» («Русский националист»).

Необходимо отметить, что в подгруппе «националистов» существенно отличную позицию занимает канал «НАЦДЕМ». Его позицию можно назвать произраильской, но лишь в том смысле, что она радикально антипалестинская:

  • «А если судить более детально, то в этой ситуации моя “поддержка” Израиля вполне обоснована их противником. Если бы арабы напали на папуасов из Новой Гвинеи, то мои симпатии были бы на стороне папуасов. Разумеется, ключевое слово тут – “симпатии”. Русские не должны идти помирать за Израиль / поддерживать его финансово, сам бы я не стал» («НАЦДЕМ»);
  • «Германия будет депортировать мигрантов-сторонников ХАМАС». Евреи очищают Европу от нелегальных мигрантов».

Однако популярность этого канала, как и всего национал-демократического течения в русском национализме, невелика. Сравним 17,5 тысяч подписчиков НАЦДЕМ с 28 тыс. «Русского националиста», не говоря уже о 807 тыс. подписчиков Colonelcassad.

Ниже приведено позиционирование исследуемых телеграм-каналов в матрицах «антисемитизм/антисионизм» и «антисемитизм/антимигрантские настроения» (рис. 2, 3).

Здесь достаточно четко видны следующие зависимости:

  • Группа «имперцев» в своем дискурсе является как более антисионистской, так и более антисемитской, по сравнению с группой «этнических националистов».
  • Чем в большей степени дискурс является антимигрантским, тем в меньшей степени он является антисемитским.
Рис. 2. Позиционирование исследуемых телеграм-каналов в матрице «антисемитизм/антисионизм»
Fig. 2. Positioning of the analyzed Telegram Channels in the “Anti-Semitism/Anti-Zionism” Matrix
Рис. 3. Позиционирование исследуемых телеграм-каналов в матрице «антисемитизм/антимигрантские настроения»
Fig. 3. Positioning of the Telegram Channels under Study in the “Anti-Semitism/Anti-Migrant Sentiments” Matrix

Заключение

Примененная в настоящем исследовании методика анализа динамики антисемитизма привела нас к следующим выводам.

На протяжении всех постсоветских лет в РФ регистрировалось ослабление массового антисемитизма, что стало итогом ряда факторов: во-первых, радикального сокращения численности еврейского населения России, прежде всего в связи с продолжающимся оттоком его в Израиль, в Америку и в страны Западной Европы; во-вторых, фундаментальной трансформации системы ценностей российского общества в постсоветской период, приведшей к изменению оценок ряда стереотипных «еврейских черт», даже при сохранении самих этих стереотипов; и наконец, в третьих, перемены мейнстрима в государственной идеологии – практически полного устранения из нее каких-либо элементов государственного антисемитизма.

Перечисленные макросоциологические факторы не привели к полному исчезновению массового антисемитизма, они лишь дезактуализировали, усыпили его. «Спящий антисемитизм» способен пробуждаться под влиянием разнообразных политико-информационных поводов. В отличие от массового антисемитизма, влияние указанных макросоциологических факторов на подъемы и спады идейного антисемитизма было невелико. Значительно бóльшим было влияние более кратковременных факторов, которые можно условно назвать «короткие исторические волны», а именно: смена периодов реформ и контрреформ; изменение направления геополитических векторов; волнообразные всплески ксенофобии; изменения в иерархии образа «врага»; периодические этнополитические конфликты и др.

Носителями идейного антисемитизма в современной России выступают разные политические силы (левые, правые, исламисты и др.), но наиболее характерной, самой влиятельной и имеющей наиболее давние традиции является русский национализм. Эта политическая идеология внутренне неоднородна, поэтому анализ ее дискурса позволил выделить две подгруппы идейных русских националистов, в чем-то существенно различающихся по характеру используемых нарративов, – одну из них мы условно назвали «имперцы», а другую – «этнические националисты».

В обеих группах еврейская тема стратегически не является ключевой, однако, в связи с событиями октября 2023 г., она ситуативно, на какое-то время, вышла на одно из первых мест по упоминаемости в социальных сетях.

Для «имперцев» основным источником негативного отношения к евреям служит их специфическая идеологическая картина мира, в центре которой изображено глобальное геополитическое противостояние России и Запада, включающего в себя Израиль. Эмоциональная нагруженность антиизраильских нарративов оказалась в определенный момент настолько сильной, что негативные оценки действий еврейского государства были перенесены на этнических евреев. В этот момент антисионистский лексикон органически перешел в антисемитский с легко узнаваемыми моментами отрицания Холокоста (точнее, специфической трактовки его как исключительно пропагандистского конструкта – «фиговый листок Холокоста»).

Просматривается явная закономерность в динамике антисемитских предрассудков в зависимости от проявления двух характерных для всех течений русского национализма фобий – антизападных и антиисламских/антимигрантских.

Антимигрантский/антиисламский контент, хоть и не устраняет проявлений антиизраильских и антисемитских сантиментов, но все же смягчает их, порой существенно.

Список источников

Волков Д. Кто виноват: как связаны события в Дагестане и общий уровень антисемитизма в России // Forbes : сайт. 01.11.2023. URL: https://www.forbes.ru/mneniya/499601-kto-vinovat-kak-svazany-sobytia-v-dagestane-i-obsij-uroven-antisemitizma-v-rossii (дата обращения: 27.02.2024).

Германию накрыла беспрецедентная за последние десятилетия волна антисемитизма // EurAsia daily : сайт. 06.11.2023. URL: https://eadaily.com/ru/news/2023/11/06/germaniyu-nakryla-besprecedentnaya-za-poslednie-desyatiletiya-volna-antisemitizma (дата обращения: 14.02.2024).

Германия обогнала Израиль по интенсивности еврейской миграции // Lenta.ru : сайт. 06.06.2003. URL: https://lenta.ru/news/2003/06/06/germany/ (дата обращения: 27.02.2024).

Глава Дагестана сообщил о попытках дестабилизировать ситуацию в регионе из-за рубежа // ТАСС : информационное агентство. 30.10.2023. URL: https://tass.ru/politika/19149597 (дата обращения: 28.02.2024).

Гудков Л. Состояние массового антисемитизма и ксенофобии в условиях военных действий России в Украине // Вестник общественного мнения[6]. 2023. № 1-2 (134) (январь-июль). С. 94–107.

ЕС заявил о необычайном всплеске антисемитизма и жизни евреев в страхе // РБК : сайт. 05.11.2023. URL: https://www.rbc.ru/politics/05/11/2023/6547aabe9a7947ee5340a6d4?from=copy (дата обращения: 28.02.2024).

Избирательная программа союза русского народа для выборов в Государственную Думу. 1906 // Инфопедия : сайт. URL: https://infopedia.su/13x8ad3.html (дата обращения: 14.02.2024).

Итоги ВПН-2020. Том 5 : Национальный состав и владение языками // Росстат : официальный сайт. 2020. URL: https://rosstat.gov.ru/vpn/2020/Tom5_Nacionalnyj_sostav_i_vladenie_yazykami (дата обращения: 28.02.2024).

Отчет о проведенном качественном исследовании «Проблема антисемитизма в глазах евреев и других групп российского городского населения». М. : Благотворительный фонд «Российский еврейский конгресс» ; Левада-Центр[7], 2018. 30 с.

Паин Э. А. «Этнополитический маятник» и его проявления в политике государственного сталинского антисемитизма в СССР // Koinon. 2021. Т. 2, № 1. С. 61–80. DOI 10.15826/koinon.2021.02.1.003.

Полян П. Труслив и любит безнаказанность. Трансформация антисемитизма в современной России : исследование // Горби : сайт. 29.11.2023. URL: https://gorby.media/articles/2023/11/29/trusliv-i-liubit-beznakazannost?ysclid=lv2f7ehaz6503390277 (дата обращения: 05.02.2024).

Россия. Демография еврейского населения Российской империи (1772–1917) // Электронная еврейская энциклопедия : сайт. 01.02.2018. URL: https://eleven.co.il/jews-of-russia/general/15443/ (дата обращения: 28.02.2024).

Тольц М. Евреи на постсоветском пространстве: новые демографические данные // Демоскоп Weekly. 2016. № 693-694 (22 авг. – 4 сент.). URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2016/0693/tema01.php (дата обращения: 15.03.2024).

Тольц М. Эмиграция из России в Израиль: динамика потока и его составляющие в 1990–2023 гг. // Демографическое обозрение : электронный научный журнал. 2023. № 10 (4). С. 52–68. DOI 10.17323/demreview.v10i4.18808.

Через сто лет в России не останется ни одного еврея // КМ.ру : сайт. 16.09.2000. URL: https://www.km.ru/biznes-i-finansy/2000/09/17/glavnye-biznes-temy/cherez-sto-let-v-rossii-ne-ostanetsya-ni-odnogo-evre (дата обращения: 15.03.2024).

Antisemitism: Overview of data available in the European Union 2004-2014. Vienna : FRA – European Union Agency for Fundamental Rights, 2015. 70 p. URL: https://fra.europa.eu/sites/default/files/fra_uploads/fra-2015-antisemitism-update_en.pdf (access date: 15.03.2024).

Pain E. Ethnic Negativism in the Age of Populism: The Case of Russia // Social Science. 2019. Vol. 50, № 1. P. 3–22.

Pain E. The imperial syndrome and its influence on Russian nationalism // The New Russian Nationalism: Imperialism, ethnicity and authoritarianism, 2000-2015 / ed. by P. Kolstø, H. Blakkisrud. Edinburgh : Edinburgh University Press, 2016. P. 46–74. DOI 10.3366/edinburgh/9781474410427.003.0003.

Pain E. Xenophobia and Ethnopolitical Extremism in Post-Soviet Russia: Dynamics and Growth Factors // Nationalities Papers. 2007. Vol. 35, no. 5. November. P. 895–911. DOI 10.1080/00905990701651851.

Информация об авторе

Эмиль Абрамович Паин, д-р полит. наук, канд. ист. наук (этнология), ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИCЦ РАН (Москва, Россия).

Information about the author

Emil A. Pain, Dr. Sci. (Political Science), Сand. Sci. (History, Ethnology), Lead Researcher, Institute of Sociology — Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia).

Статья поступила в редакцию | Submitted 04.03.2024.

Одобрена после рецензирования | Revised 24.03.2024.

Принята к публикации | Accepted 25.03.2024.


[6] (18+) ИЗДАТЕЛЬ – АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЮРИЯ ЛЕВАДЫ (ЛЕВАДА-ЦЕНТР). ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЗНАНА МИНЮСТОМ РФ ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ.

[7] (18+) ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЗНАНА МИНЮСТОМ РФ ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ.

Прокрутить наверх